Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Пятница
17.08.2018
00:54
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Д/с №5" г. Бугуруслан
Главная Регистрация Вход
Инклюзивное образование »
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Инклюзивное образование - что это?

 

Что такое инклюзивное образование? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним об основной цели образования, которая заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями.

И действительно, как объяснить дошкольнику, который  проводил свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

 Инклюзивное образование (от английского слова inclusion - включение) помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Однако не следует путать понятия «инклюзия» и «интеграция». Практика интеграции заключалась в попытке вернуть учащихся с особыми потребностями из специализированных школ в систему общего образования. Но, несмотря на тот факт, что учащиеся успешно приспособились к данным условиям, нельзя не отметить, что на деле специализированная поддержка и помощь не выходили за пределы отдельных классов. Именно в этом заключается отличие интеграции от инклюзии, где основной упор делается на приобщение иных детей к какой-либо группе и участии в коллективных действиях с другими учащимися, а не только с детьми, имеющими ограниченные способности. Акцент ставится напричастности к жизни той или иной группы (читай - жизни общества).

Ученые, занимающиеся проблемами инклюзивного образования, отмечают, что обычные дети, как правило, с легкостью помогают своим сверстникам с особыми потребностями стать неотъемлемыми участниками жизни группы, кружка или класса, зачастую без помощи взрослых. Родители детей, которые посещают инклюзивные заведения, неоднократно замечали, что их дети даже понятия не имеют, что они обучаются вместе с «иными» учениками. Дети рассказывают родителям, что у них в классе есть ребята, которые умеют говорить руками (язык жестов) или говорить картинками (система общения с помощью обмена изображениями), но никто ни разу не слышал, чтобы ребенок завил об отставании в развитии своих одноклассников. Этот и другие примеры из инклюзивного образования развеивают миф о якобы неготовности общества включить и приобщить в свои ряды людей с нестандартными особенностями.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  В  ДОУ

Нормативно-правовая база инклюзивного образовательного процесса

- Приказ Министерства Образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Приказ Министерства Образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)"

- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872 - 2012 "Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению"

Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Письмо Министерства Образования Оренбургской области №01-5505 от 08.09.2015 "О типичных нарушениях, выявленных в ходе проверки образовательных учреждений, осуществляющих организацию обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья" 

- Приказ Управления образованием МО "город Бугуруслан" №155 от 25.05.2015 "О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Письмо Управления образованием МО "город Бугуруслан" №1290 от 05.06.2014 "Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ"

- Список базовых ОУ Оренбургской области,участвующих в реализации программы «Доступная среда»

- "О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ"

- Информация о мероприятиях, направленных на повышение доступности образования путём внедрения дистанционного обучения детей инвалидов в ОУ города Бугуруслана.

- О внедрении инклюзивного образования в ОУ города Бугуруслана.

- Информация о выполненных мероприятий по реализации государственной программы "Доступная среда" от 01.04.2015 № 01-23/2012

- Заявка на участие в государственной программе "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 2014 году

- Информация об образовательных организациях, где наиболее востребовано создание условий для совместного обучения детей-инвалидов

- План мероприятий ("Дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в МО "город Бугуруслан" на 2016-2020 годы

Наименование и адрес базовой общеобразовательной организации, в которой создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов в 2015 году

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ

- Свод правил по проектированию и строительству (СП 31-102-99). Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей

- Свод правил (СП 59.13330.2012). Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Кейс по теме: «Организация паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»

Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".

- Инклюзивное образование. Доступность зданий и территорий образовательного учреждения (каталог)

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра  в условиях общего образования

Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общего образования

Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями слуха  в условиях общего образования

Пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития  в условиях общего образования

Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями зрения в условиях общего образования

- Инфографика "Выбор маршрута образования детей с ОВЗ и инвалидностью"

- Информация и методическое пособие по инклюзивному образованию детей-инвалидов и детей с ОВЗ

- Предложения и рекомендации по ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Инструкция по работе с сайтом для слабовидящих

- Как вывести на печать текс в формате А3

- Каталог Инклюзивное образование

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей

с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий.

Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны  для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

 Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада

Построение инклюзивного образования в МБДОУ "Д/с №5" основано на:

Положении о работе с детьми-инвалидами. Ссылка.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ссылка.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Ссылка.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

- Беседа и анкетирование родителей

 - Диагностика развития ребенка

- Наблюдение за поведением в группе

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Мероприятия по устройству безбарьерной среды в МБДОУ "Д/с №5". Фотоотчет.  

   

 

Форма входа

Поиск

Полезные ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации Персональные дети Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов Социальная сеть работников образования Управление образованием МО

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz